«Будем помогать предпринимателям искать каналы сбыта, создавать новые продуктовые линейки». Интервью с Евгенией Шохиной

 

Большое интервью с президентом Фонда поддержки социальных проектов (ФПСП) Евгенией Шохиной – о помощи предпринимателям во время пандемии коронавируса, предстоящем акселераторе социальных проектов и самых необычных решениях из регионов.

Фонд поддержки социальных проектов был создан в августе 2017 года. Расскажите о главных результатах деятельности фонда. Какие из последних интересных событий/новостей в сфере развития и поддержки социального предпринимательства вы бы отметили?

За время работы фонд охватил информационными мероприятиями свыше 70 тыс. человек. Более 1 тыс. проектов структурировали свой бизнес в процессе подачи заявок на участие в акселерационных программах. Было проведено шесть таких программ. Свыше 500 команд прошли образовательные интенсивы акселераторов, 300 проектов успешно завершили акселерационный цикл, в ходе которого они улучшили свои финансовые показатели, усовершенствовали бизнес-модели и вышли на траекторию устойчивого развития. Усредненный рост выручки компаний по итогам акселерационных программ составил 227%, прибыли 180%, прирост клиентов в среднем составил более 200%.

Отвечая на вторую часть вопроса, хочется сказать, что главным, основополагающим событием за истекший период для социальных предпринимателей стало принятие закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие». Этот закон формирует прочную правовую основу для развития социального предпринимательства в стране.

В нем четко определено само понятие социального предпринимательства, определены критерии, которым должен отвечать бизнес, чтобы его можно было отнести к этой категории. Обозначены меры поддержки социальных предпринимателей. Причем речь идет не только о вопросах финансирования.

Мой опыт показывает, что социальные предприниматели чаще нуждаются, прежде всего, в имущественной, информационной поддержке, целевых образовательных программах и программах развития бизнеса, таких, как наши акселераторы. В настоящий момент продолжается прием заявок от бизнеса для включения компаний в реестр социальных предпринимателей. Федеральные и региональные органы власти уже могут пользоваться данными реестра для организации адресной поддержки социальным предприятиям в нынешней непростой ситуации.

К слову, с точки зрения поддержки социальных предпринимателей, необходимо отметить московские органы власти, которые очень серьезно подходят к решению этой проблемы. Департамент предпринимательства и инновационного развития правительства Москвы активно разрабатывает необходимые меры поддержки, тесно сотрудничая при этом с представителями бизнеса именно в части предоставления адресной помощи, в том числе, социальным предпринимателям.

Расскажите о нескольких наиболее значимых/интересных проектах фонда. Какие из них имели наибольший социальный эффект? Какие наиболее коммерчески успешны? Максимально на слуху? Самые необычные?

Как я уже говорила, около 300 проектов прошли через акселерационные программы фонда. Мы считаем, что все эти проекты, безусловно, доказали свою перспективность, социальную значимость, большой потенциал развития. При этом каждый из них индивидуален, содержит свою «изюминку», предусматривает нестандартные походы к решению бизнес-задач. Приведу лишь несколько примеров.

Очень интересным лично для меня кажется нижегородский проект сети детских садов «Диво». Он выделяется как своими финансовыми показателями, так и качеством оказываемых услуг по присмотру и уходу за детьми, организации инклюзивного обучения в рамках дошкольного образования. Это масштабный проект с точки зрения охвата и социального эффекта. Я бы даже назвала «Диво» эталоном дошкольного образования и развития детей. Очень надеюсь, что этот опыт будет тиражироваться и в других регионах.

Такого рода проекты присутствуют и на других направлениях социального предпринимательства. В области организации доступной среды для людей с ограниченными возможностями необычным, ярким мне видится проект «Стройдоступность» из Великого Новгорода, цель которого – организация доступной среды «под ключ» в торговых и досуговых центрах, а также учреждениях культуры города.

Московский проект «Динамический вертикализатор» можно назвать одновременно и высокотехнологичным, и необыкновенно добрым. Речь идет об устройстве, которое помогает детям с диагнозом ДЦП передвигаться без помощи посторонних.

Примеров можно приводить много. Повторюсь: все проекты, прошедшие акселерационные программы, уникальны, каждый из них нам по-своему дорог. Кстати, ознакомиться со всеми проектами можно на нашем сайте. В разделе «Акселератор» размещены буклеты всех акселерационных программ с детальным описанием и контактами проектов.

Как изменилась повестка фонда и тематика поддерживаемых проектов в связи с коронавирусом и эпидемией? Как фонд помогает и планирует дальше помогать социальным проектам?

Повестка приведена в соответствие с изменившимися условиями ведения предпринимательской деятельности в стране. После введения ограничительных мер и режима самоизоляции мы перешли на работу в онлайн-формате. Еженедельно проводим семинары и конференции в дистанционном формате, направленные на разъяснение антикризисных мер, специфики работы социальных предпринимателей в создавшихся условиях.

Акселерационная программа, старт которой намечен на середину мая, также будет проводиться в дистанционном формате, в том числе и образовательный интенсив. Не исключено, что и следующие две-три акселерационных программы будут проведены таким же образом.

Ранее мы разработали акселерационные программы для действующих предпринимателей, в которых проведение стартовой части – образовательного интенсива – всегда предполагало очное присутствие. В то же время на этот год подготовлены дистанционные программы для начинающих предпринимателей в регионах. Это – новый продукт, который предполагал проведение программ полностью в формате онлайн. Поэтому мы фактически оказались готовыми к работе в новых условиях.

В марте была запущена преакселерационная онлайн-программа, рассчитанная на людей, находящихся в самом начале предпринимательского пути, которая помогает не только постичь азы предпринимательства и понять специфику социального предпринимательства, но и найти и протестировать бизнес-идею для своего дела.Так что мы оказались готовы к текущей ситуации еще до ее возникновения.

Вероятно, после окончания эпидемии, когда работа войдет в привычное русло, мы будем совмещать различные форматы проведения обучающих программ и других мероприятий. Дистанционные форматы уже доказали свою эффективность. Например, антикризисное консультирование предпринимателей, которое мы проводим несколько раз в неделю по запросам из регионов, проходит успешно, мы получаем немало положительных отзывов.

Какие проекты наиболее востребованы в нынешней ситуации? Можно ли наработки для отдельных (например, маломобильных) групп населения достаточно быстро применить для всего населения, оказавшегося на карантине?

Работа с представителями маломобильных групп населения и раньше предусматривала активное использование дистанционных форматов. Сейчас, с введением в стране карантинных мероприятий такой подход, естественно, распространился практически на всех. Конечно, какие-то проекты, например, детские сады, не предполагают реализации в дистанционном формате. Но различные обучающие, развивающие, адаптационные, реабилитационные программы вполне можно осуществлять дистанционно.

Например, буквально на днях выпускники одной из наших акселерационных программ – АНО «Ресурсный класс» из Ростова-на-Дону при поддержке фонда начали реализацию проекта «Аутизм в квадрате». Его цель — информационная и психологическая поддержка родителей детей с аутизмом в ситуации, связанной с пандемией коронавируса и вынужденной изоляцией.Три раза в неделю эксперты проекта в режиме онлайн-эфиров дают практические рекомендации по широкому кругу вопросов и связанных с ними проблем, с которыми сталкиваются семьи людей с аутизмом в настоящее время.

Расскажите об итогах набора от 7 февраля. Сколько команд участвовало, прошло, наиболее интересные/актуальные проекты. Больше или меньше интерес, чем раньше?

Интерес совершенно точно не ослаб. Некий элемент неопределенности в связи с эпидемией снизил количество заявок на начальном этапе. Но как только мы анонсировали изменения в программе акселератора, предусматривающие акцент на антикризисные меры, организацию работы в текущих сложных условиях, это сразу принесло результат и количество желающих принять участие в программе заметно возросло. Перевод образовательного интенсива в дистанционный формат также положительно сказался на количестве заявок. Понятно, что необходимость приезжать в Москву для участия в интенсиве была для многих сдерживающим фактором.

В итоге из 200 заявок мы отобрали 102 проекта, которые приглашены на стартовый интенсив. Среди участников интенсива – проекты из 37 регионов страны. Наибольшее представительство у Москвы – 23 проекта. В числе лидеров – Башкирия, Томская область и Пермский край. Стартовый интенсив будет проводиться в мае 2020 года в дистанционном формате. Он будет включать мастер-классы и тренинги по наиболее актуальным вопросам, с которыми сталкиваются социальные предприниматели в текущих условиях.

Мы отдаем себе отчет в том, что сегодня значительная часть социальных предпринимателей, вследствие ограничительных мер просто лишена возможности работать, находится в состоянии неопределенности. Поэтому мы и приняли решение о переносе старта основной части акселерационной программы на середину мая.

Что фонд ожидает от 8 акселератора? Будет ли больше заявок, чем на предыдущий?

Мы думаем, что большая часть социальных предпринимателей, работающих в отраслях, являющихся для нас приоритетными, с основными трудностями столкнутся не сейчас, в апреле, а летом. Именно тогда у многих просто закончатся деньги, а спрос на товары и услуги еще не восстановится до докризисного уровня. Поэтому мы ожидаем пика обращений, связанных с проблемами бизнеса, именно после снятия карантина.

Те предприниматели, которые получали поддержку в виде отсрочек по кредитным платежам и/или налоговым выплатам, именно в это время также будут испытывать трудности, связанные с дополнительной финансовой нагрузкой. Поэтому акселерационные программы, которые мы будем проводить летом и осенью, сохранят антикризисную специфику. Будем помогать предпринимателям искать новые каналы сбыта, создавать новые продуктовые линейки, отлаживать бизнес-модели исходя из той экономической реальности, с которой мы столкнемся после отмены жесткого карантина.