Дополнительное образование в условиях пандемии: проблемы и решения

 

В Уфе состоялся круглый стол, посвященный вопросам перехода в онлайн социального бизнеса в сфере оказания образовательных услуг и дополнительного образования. Организаторами мероприятия выступили медиахолдинг РБК-Уфа, Госкомитет РБ по предпринимательству, Центр инноваций социальной сферы РБ при поддержке Министерства образования и науки РБ и Министерства цифрового развития государственного управления РБ. В конференции приняли участие представители органов власти и общественных организаций, а также непосредственные участники рынка образовательных услуг.

Сфера дополнительного образования для детей и взрослых вошла в список отраслей экономики, пострадавших от пандемии коронавирусной инфекции. Быстрое распространение вируса и введенные весной нынешнего года ограничения вынудили образовательные организации перейти на дистанционный режим работы. Тем не менее, и сами участники рынка допобразования, и представители власти признают, что далеко не всегда такой формат может быть столь же эффективен, как и очные занятия с преподавателями. С какими проблемами сегодня сталкиваются социальные предприниматели в сфере образования, какие возможности они получили с началом пандемии и сумеют ли такие организации сохранить прибыльность и выйти на новый уровень качества?

По словам министра образования и науки РБ Айбулата Хажина, задолго до начала пандемии учителя периодически использовали в своей работе элементы дистанционного обучения и электронные образовательные ресурсы. Сектор дополнительного образования был готов к этому в меньшей степени, поэтому министерство провело курсы повышения квалификации для педагогов и обеспечили их техникой.

«Мы в ежедневном режиме отслеживали динамику. Если на начальном этапе у нас по республике не более 10 тысяч ребятишек подключались к программам дополнительного образования, то к завершению четвертой четверти эта цифра выросла до 120 тысяч в день. В общей сложности мы приблизились к уровню охвата детей до пандемии. В июне было организовано почти 100 всевозможных образовательных онлайн-программ, охват был достаточно большой — 170 тысяч детей прошли через эти смены. С прошлого года мы активно участвуем в проекте «Цифровая образовательная среда»: в 2019 году к нему подключились 63 школы, в этом году их количество выросло вдвое. К 2023 году 1017 школ республики подключатся к цифровой образовательной среде. Она дает возможность переоснастить школу техникой и проводить уроки абсолютно по всем предметам. Это очень важно для учителей, которые сейчас отработали навыки дистанционного обучения, они получили возможность вести уроки с использованием электронных образовательных ресурсов. В рамках ЦОС они также будут использовать возможности мирового образовательного пространства. Мы прекрасно понимаем, что когда-то ситуация с Covid-19 закончится и мы вернемся к традиционной форме обучения. Родители хотят, чтобы дети общались ежедневно со своими учителями. Воспитательный процесс — это одна из важнейших ипостасей образования, а воспитание без социального контакта невозможно», — говорит Айбулат Хажин.

Исполнительный директор Ассоциации образовательных организаций «Электронное образование РБ», директор Центра «Цифровой университет» УГНТУ Руслан Габидуллин уверен, что сама система образования сегодня нуждается в серьезной переработке: «Вопрос лежит в такой плоскости: мы не должны оборачиваться и упрекать кого-либо в недостатках современного образования. Сейчас нужно говорить о готовности всей образовательной системы к новому эволюционному этапу. Что для этого нужно? Первое — разработать новую методику. Мы продолжаем работать по дидактике Каменского уже триста лет, поэтому необходимо дать стимул разработкам в этом направлении. Второе — в обычной системе педагог лично сопровождает обучающегося, но мы сейчас понимаем, что процесс передачи знаний и процесс сопровождения ученика — это разные процессы, поэтому необходимо готовить тьюторов, которые могли бы работать вне класса. Система должна стать гибкой, индивидуализированной, трансграничной и асинхронной. Смысл этих слов в том, что образование во всех своих элементах должно измениться. У нас есть великолепные платформы, технологические решения, у нас есть методика и дидактика, разработанные учеными нашей республики, которые востребованы в мировом масштабе. Мы сегодня должны найти механизмы и средства ее распространения в школах, в образовательной системе, в другие регионы и в российском масштабе. Вот что станет прорывным».

Переход на онлайн обучение стал испытанием и для компаний, предоставляющих услуги связи — мобильных операторов и интернет-провайдеров. Как отметил заместитель министра цифрового развития государственного управления РБ Расул Таипов, сети не выдержали одномоментного перехода в онлайн всех образовательных сервисов. Тем не менее, замминистра видит положительные перспективы развития дистанционного обучения.

«В республике сейчас созданы оптимальные условия для того, чтобы полноценно запустить систему онлайн образования. Я вижу три аспекта: это управленческая составляющая, системные инфраструктурные проекты и третий момент в рамках цифровой экономики — это данные. Мы занимаем третье место в ПФО по обеспеченности граждан широкополосным доступом в Интернет, к связи стандарта LTE у нас имеют доступ порядка 87% граждан», — говорит Расул Таипов.

По словам генерального директора АО «Уфанет» Искандара Бахтиярова, провайдер не испытывал проблем с доставкой сигнала: «Мы должны понимать, то нынешние потребители смотрят фильмы, играют в онлайн игры, там максимальная загрузка значительно выше, чем в системе образования. Поэтому лично в нашей сети никаких проблем и жалоб не было». В то же время господин Бахтияров отметил недостатки современной системы образования: «КПД обучения очень низкий. Молодежь тратит 16 лет своей жизни на образование и получает непонятно что, это огромное расточительство и нерациональное использование средств. Электронные системы обучения — это отличная возможность изменить ситуацию».

Депутат Государственной Думы РФ Рафаэль Марданшин считает, что социальные предприниматели, работающие в сфере образования выполняют очень важную функцию, поэтому программы государственной поддержки для них крайне актуальны.

«Пандемия привела к тому, что в целом все предприниматели, и в особенности социальные, нуждаются в поддержке. Многие знают, какие меры были предприняты в связи с этим — это налоговые и кредитные каникулы, мораторий на банкротство по инициативе кредиторов, мораторий на проверки бизнеса, беспроцентные кредиты для выплаты заработных плат сотрудникам, снижение и отсрочка страховых взносов, отсрочка по арендным платежам. Что важно для образовательной сферы — это продление лицензий, разрешений, аккредитаций, которое будет проходить автоматически. Это конечно тоже очень важно. Когда мы говорим, что мир созрел для того, чтобы полностью перейти на цифру, я уверен, что именно в образовательном процессе это нужно воспринимать как временную меру. Мир меняется, и то, что десять лет назад казалось невозможным, уже существует и внедряется, и наша задача — обеспечить этот процесс законодательно, вовремя отреагировать на ситуацию. Очень важно, чтобы законодательные процессы шли в ногу со временем, с технологиями, чтобы отсутствие нормативов не препятствовало развитию технологий. Социальное предпринимательство в сфере образования только на первый взгляд кажется простым и легким, и ряд предпринимателей перешли на оказание услуг в онлайн режиме, но не все готовы к таким трудностям, которые их ожидали. Хотел бы пожелать им успехов в работе, потому что их труд очень нужен и важен именно сейчас, когда многие родители и дети находятся на карантине», — отметил Рафаэль Марданшин.

Директор АНО «Агентство РБ по развитию малого и среднего предпринимательства» Ирек Гареев, продолжая тему социального предпринимательства, подчеркнул, что сегодня важно улучшать коммуникации между социальным бизнесом и властью. «В период пандемии были определенные проблемы с арендой помещений, содержанием сотрудников, нехваткой финансовых ресурсов. Сегодня у бизнеса есть возможности для получения субсидий, но нужно развивать эти коммуникации малого бизнеса и государства, и государство должно понимать это направление. Есть субсидии для одного субъекта, которые могут составить до 300 тысяч рублей. Существуют субсидии на возмещение части затрат на разработку цифровых приложений в сфере дополнительного образования. Есть и другая помощь — грантовая, льготы по аренде и налогам, можно все эти возможности воедино преподнести предпринимателю. Получить эту помощь вполне реально».

«Мы понимаем, что сейчас начинается новый этап в развитии социального бизнеса, и мы запускаем школу перехода социального бизнеса в онлайн формат, — продолжает член Общественной палаты РБ, руководитель «Центра инноваций социальной сферы РБ» Ирина Абрамова. — Мы приглашаем всех принять в ней участие, потому что здесь участвуют очень прокачанные социальные предприниматели, которые уже прошли через многие наши программы. Начала работать платформа АСИ по дополнительному онлайн-образованию с лучшими цифровыми курсами и практиками дистанционного обучения детей, где собраны лидеры  — SkyEng, Учи.ru, Яндекс.Школа и так далее. Мы должны думать, как шлифовать свои программы, чтобы сделать их более конкурентоспособными, но с другой стороны, ваши программы можно добавить на эту платформу. Поэтому предпринимателям есть куда стремиться».

Сами предприниматели, работающие в сфере дополнительного образования, воприняли переход в онлайн по-разному. Директор музыкальной школы «Виртуозы» Ирина Хаматдинова сообщила, что такой опыт позволил организации расширить географию учеников: сегодня в «Виртуозах» занимаются дети, живущие по всей стране, от Москвы до Мурманска. Другая сложность — как научить ребенка играть на инструменте по видеосвязи: «На первом этапе я и мои педагоги не понимали как онлайн объяснить человеку, как правильно держать скрипку. Тут включилось умение говорить, доносить информацию. Мы научились структурно раскладывать курс, создали методику», — говорит предприниматель.

Руководитель республиканской детской школы боевых искусств «Удэ» Рустам Хабибрахманов, в свою очередь, тоже подчеркнул недостатки онлайн-обучения: «Поначалу было трудно объяснить пятилетнему ребенку, как правильно поставить стопу, потом более-менее привыкли. Но я начал видеть, что дети устают: нет контакта, нет живого общения, я не могу пожать им руку, похлопать по спине. Без такой поддержки интерес начал угасать. И я начал придумывать игры, проводил онлайн-чаепития. Благодаря этому у меня получилось удержать детей в группе».

Директор АНО ДПО НОВА, председатель Молодежного совета по образованию при Министерстве образования и науки РБ Ляйсан Мигранова рассказала, что ее школа и прежде использовала дистанционные технологии. С началом пандемии предприятие перевело телефонию и CRM-систему на домашний режим, благодаря чему преподаватели смогли поддерживать контакт со своими учениками. Тем не менее, от практических занятий пришлось отказаться: многие вещи оказалось невозможно отработать онлайн.

Больше всего сложностей с переходом на онлайн образование испытали предприниматели, работающие с детьми с ограниченными возможностями. «Использование онлайн обучения в нашем случае совершенно неприемлемо — таких детей надо брать за руки и смотреть им в глаза. По-другому эти дети просто необучаемы. То, что с марта по июль мы не работали, привело к тому, что ушло практически в никуда все, что мы годами вкладывали в этих детей», — говорит директор Центра развития личности «Академия успеха» Гюзель Горбунова.

Многие вопросы предпринимателей к представителям власти были связаны с приостановкой лицензирования образовательных услуг и необходимости получения разрешений от МЧС и санэпиднадзора. По мнению участников рынка, требования к оснащению классов неактуальны в случае с онлайн-обучением. Министр образования и науки РБ Айбулат Хажин, в свою очередь, ответил, что уже сейчас процедура лицензирования образовательных программ возобновляется в дистанционном формате.

«У нас есть портал госуслуг, необходимо через личный кабинет подать заявление. Процедуры достаточно короткие, максимальные сроки — 45 рабочих дней по лицензированию, 30 рабочих дней по переоформлению. В среднем процедура занимает 10-17 дней. Заключения санэпиднадзора и госпожнадзора не отменяются, но при лицензировании онлайн программ у них ослабленные требования. Поэтому я не вижу никаких препятствий для того, чтобы получить лицензию до начала учебного года и уже 1 сентября войти в республиканский навигатор программ дополнительного образования», — говорит Айбулат Хажин.